Формирование сценария жизни. Часть 2.

Формирование сценария жизни. Часть 2.

Двенадцать Приказаний

В этой статье вы узнаете:

  • как формируется сценарий жизни человека под влиянием приказаний;
  • что такое приказания;
  • как формируются;
  • какие они бывают.

Я уже неоднократно упоминал о том, что формирование сценария происходит в возрасте до пяти лет, писал про Драйверы и сейчас пришло время познакомить вас еще с одним ключевым понятием, а именно с «Приказаниями» или как их еще называют «Запреты» (Далее приказания, запреты, предписания).

В процессе рассказа о приказаниях невозможно не упомянуть об эго-состояниях. Эрик Берн выделил три эго-состояния, которые названы довольно незамысловато и потому всегда пишутся с заглавной буквы для устранения путаницы:

  • Родитель (Р)
  • Взрослый (В)
  • Ребенок (Д)

В данном случае речь пойдет только про Детское эго-состояние, чуть позже станет понятно по какой причине.

Внутренний Ребенок (ВР) – это такое состояние, в котором проигрывается набор мыслей, чувств и поведение из детства, т.е. реагируя из своего детского состояния, будучи взрослым, человек как бы проваливается в то время, когда он был маленьким и начинает испытывать те же чувства, что и тогда. ВР свойственно все то-же, что и обычному ребенку в возрасте до пяти лет, т.е. почти полное отсутствие знаний о мире и потому развитое магическое мышление; желание получать от жизни только удовольствие и во что бы то ни стало избегать неудовольствия, а также неспособность к самостоятельности.

Еще немного внимательности. В свою очередь ВР тоже состоит из трех подтипов это:

  • Адаптивный ребенок (дитя)(АД)
  • Маленький профессор (МП)
  • Свободный ребенок (дитя)(СД)

В контексте заявленной темы нам важен Маленький профессор, ведь именно он отвечает за выживание ребенка и принимает решения, примиряя требования родителей и собственный интерес, проще говоря «Надо» и «Хочу». И вот в этом месте уже можно говорить про приказания, ведь именно здесь находится центр принятия сценарных решений на предмет того как их можно обойти.

Приказания передаются от родителей из их ВР в ВР их ребенка, в очень раннем возрасте, еще в невербальную фазу, потому залегает очень глубоко в бессознательном, что увеличивает время терапии и осложняет её одновременно. Абсолютно все приказания звучат как «не …» и запрещают ребенку реализовывать свои естественные потребности, потому Маленькому Профессору предстоит решать очень сложную задачу он принимает гениальные решения, которые позволяют одновременно следовать и тому, что говорят родители, и исполнять свои желания. На основании этих детских решений мы и учимся реализовывать свои потребности “игровым” методом, а не на прямую. И вот тут мы уже можем говорить, как влияют приказания на формирование сценария жизни человека, вот по какой причине в этой статье идет речь только про детское эго-состояние.

Как и в случае с Драйверами, названия приказаний говорят сами за себя, но по моему мнению будет полезно раскрыть каждое чуть подробнее.

Не делай! (Ничего не делай!)

«Все, что ты делаешь выглядит очень опасно для меня, лучше оставайся на месте и ничего не делай!» так звучит это Приказание в виде родительского послания целиком. Обычно его транслирует тот родитель, который боится, что его ребенок наделает вреда, если выйдет из под контроля, тут важно понимать, что родитель беспокоится не за ребенка, а за себя. Ведущие эмоции стыд, вина, скука, печаль.

Не достигай! (Не будь успешным!)

Обычно это послание идет от того родителя, который сам не пришел к желаемому результату. Он бессознательно может завидовать своему ребенку, например, в том, что он сам же обеспечил ему более надежный старт, чем когда-то ему его родители. Под влиянием этого Приказания человек всегда будет саботировать свои достижения, а также наиболее вероятно у него будет наблюдаться синдром самозванца. Он будет испытывать трудности с тем, чтобы оценить по достоинству тот результат к которому пришел.

Не будь значимым!

Также, может звучать как «Не проси о том, что хочешь!», транслируется родителем в виде такого послания «Я буду терпеть тебя до тех пор пока ты не поймешь, что твои желания здесь ничего не значат». Человек с этим Приказанием всегда будет хорошим исполнителем, но никогда не станет лидером, даже если этого хочет, либо этот путь для него будет сложным и извилистым, он привычно обесценивает не только свои возможности, но в первую очередь свою собственную значимость, что он в принципе может хоть на что-то повлиять. Такие люди теряются, если им поручают выступить даже перед небольшим коллективом людей и испытывают страх, который сковывает их.

Не думай!

Ребенку как бы запрещали думать, фраза «Ты здесь самый умный, что-ли?» или «Нашелся умник!» самая яркая иллюстрация такого поведения. Еще Приказание могло передаваться как «Не думай о том, что твой папа постоянно пьет». Обычно люди с этим приказанием будут испытывать трудности мыслительной деятельности при решении каких-нибудь важных для задач, их мысли как будто начинают путаться, застревать и они все время на что-то отвлекаются в эти моменты.

Эти четыре предписания дают запрет на действия, исследования, ошибки, проявления Ребенка, сомнения в безопасности мира.

Не живи! (Сгинь! Умри!)

Не смотря на всю тяжесть этого приказания оно встречается довольно часто и порой клиентам не кажется таким уж очевидным, но признаки которые я опишу дальше заставляют их думать иначе. Под влиянием этого Приказания люди склонны к суициду, суицидальному поведению и самоповреждению. Например, бессознательная реализация суицида может выражаться в увлечении экстремальными видами спорта, в выборе опасной для жизни работы, в химических зависимостях (алкоголизм, табакокурение и т.п.), в нехимических зависимостях (трудоголизм).

Не живи это самое мощное приказание и при его обнаружении мы можем говорить о наличии всех остальных предписаний, которые будут проявлены разной степени.

Не будь самим собой! (Не будь собой!)

Во-первых, это Приказание связано с половой идентичностью: родители хотели девочку, а родился мальчик. Их скрытое послание «Не будь мальчиком» может выражаться например в имени, которым они назвали ребенка, это имя может быть нейтральным и подходить обоим полам. Конечно, само по себе имя еще не о чем не говорит и этого мягко говоря недостаточно для диагностики. Человек с этим приказанием может сомневаться в своей половой идентичности.

Во-вторых, это приказание может быть более общим, например, звучать как «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители были склонны приписывать качества не свойственные ребенку и накладывали нереалистичные ожидания, постоянно сравнивали его с другими, указывая на его недостатки. Человек с этим вариантом Приказания как бы не будет понимать кто он такой и чего хочет на самом деле, мнение окружающих для него будет куда важнее, чем свое собственное.

Не будь ребенком!

Здесь происходит парадоксальная вещь – ребенку запрещают таковым быть. Это послание идет от того родителя, который сам чувствует себя ребенком в семье и конкурент ему не нужен, либо у него есть такое Приказание и он считает, что ребёнком быть в принципе небезопасно, ведь только таким опытом обладает он сам. Это Приказание может звучать еще и так «Не радуйся!» или «Не получай удовольствия!». Человек с этим Приказанием почти никогда не будет обращаться к своему детскому эго-состоянию, а значит будет ограничен в ощущении положительных эмоций, будет склонен к излишнему контролю. Здесь затруднено творчество и спонтанность.

Не расти!

Приказание является как бы противоположностью предыдущего, иногда оно может звучать как «Не покидай меня!», таким образом родитель старается привязать ребенка к себе, чтобы тот всегда оставался партнером в его играх. Человек с этим приказанием склонен к инфантилизму и магическому мышлению он до сих пор как будто ничего не знает о мире и ему сложно пристраивать причинно-следственные связи. Есть трудности как с ощущением своей сексуальности, так и с её выражением.

Не принадлежи!

Это послание обычно передается от родителей, которые говорят своему ребенку, что он отличается от других детей, ребенок усваивая это начинает чувствовать себя белой вороной. человек с этим посланием чувствует себя чужаком среди людей или какого либо сообщества, в плоть до того, что не чувствует принадлежности к своей родной семье. Он замкнут и часто отстранен. 

Не будь близким!

Обычно это Приказание формируется у ребенка выросшего в эмоционально холодной семье, где не принято было делиться эмоциями и прикасаться друг к другу. В некоторых случаях ребенок может воспринять это Приказание как «Не доверяй!» это происходит в тех случаях, когда родитель неожиданно умирает или исчезает. Такой человек с большим недоверием и трудом будет заводить дружеские и тем более романтические отношения в них он будет казаться холодным, но внутри безумно хотеть стать ближе, делиться чувствами и прикосновениями.

Не будь здоров! (Не чувствуй себя хорошо!)

Здесь человек будет склонен приписывать себе какое-то болезненное состояние, которого на самом деле у него нет, либо преувеличивать текущую болезнь. Он будет часто болеть и/или иметь некоторые хронические заболевания. В действительности, человек под влиянием этого Приказания стремится получать внимание таких изощренным (не прямым) способом , т.к. в детстве его родители были сильно заняты и давали ребёнку внимание в необходимом объеме только если тот вдруг заболел. Также, речь может идти и о психическом здоровье в том число о риске сойти с ума.

Не чувствуй!

Здесь идет речь не о том, чтобы не чувствовать вообще ничего, часто родители воспитывая своих детей произносят такие фразы: «Мальчики не плачут!» или «Не сердись», в первом случае чувства можно испытывать, но нельзя их показывать, в втором под запрет становится гнев. Некоторые родители отправляют такое послание «Не чувствую свои чувства, чувствуй мои», звучать это может как «Надень кофту, а то мне холодно». Человек с этим Приказанием будет подавлять какую-то или какие-то свои эмоции, будет заменять их другими от этого он будет плохо понимать чего же он хочет на самом деле.

Подытожим. Приказания это неосознаваемые родителями послания, которые запрещают ребенку реализовывать его естественные потребности. Ребенок относится к тому, что ему говорят родители как к чему-то естественному и склонен трактовать их слова как истину.

Следование предписаниям ведет прямой дорогой в тупик, где Вы можете не видеть из него выхода, но это не значит, что его нет. Для исследования формирования сценария, драйверов и предписаний рекомендую перейти по ссылке в раздел Первая консультация для записи ко мне на прием или связаться со мной на прямую любым удобным для вас способом.